Программа коррекционно – развивающихся занятий с учащимися ОВЗ (ЗПР)

 

Приложение

к адаптированной основной образовательной

программе  основного   общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

 Коррекционно – развивающихся  занятий   с учащимися  ОВЗ (ЗПР)

(5-9 классы)

развития познавательных способностей, учебных навыков и эмоционально-волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Составитель: педагог - психолог                          

                                                                            МБОУ «Кудеихинская СОШ»                                                                                

                                                                            Полумордвинова  И.Н.                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г

 

 

Нормативное обеспечение

 

·      Конвенциях о правах ребенка;

·      Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;

·      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

·      Учебный план МБОУ «Кудеихинская  СОШ».

·      Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ «Кудеихинская СОШ»

 

Пояснительная записка

 

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ОВЗ (ЗПР).  Среди данной категории учащихся возрастает число детей с задержкой психического развития, испытывающих трудности в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно-личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи обучающимся с ЗПР на основном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Обучения детей с задержкой психического развития предусматривает проведение индивидуальных коррекционных занятий с учащимися.

У учащихся с ЗПР наблюдаются такие отклонения от нормы, как снижение внимания (повышенная отвлекаемость, неустойчивость,концентрация и распределение). Произвольное, непроизвольное внимание, а также его свойства,значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Так же у учащихся  с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания (ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания). На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работа по формированию памяти на психологических коррекционных занятиях проводится на не учебном материале, а на  различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е. развивать не только механическую, но и произвольную память.

     В развитии мыслительной деятельности у учащихся с ЗПР обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления. В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными. Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Для учащихся с ЗПР наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно-логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно-логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от частного к общему) и дедуктивного (от общего к частному) умозаключения.

Данная программа – это курс индивидуальных психологических занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов, эмоционально-волевой сферы и познавательной сферы учащихся с ОВЗ (ЗПР).

Занятия проводятся один раз в неделю, в кабинете психолога, могут быть индивидуальные. В занятия могут быть внесены изменения и дополнения в зависимости от настроя и работы учащихся, а так же при необходимости занятия могут повторяться.

   Продолжительность индивидуальных занятий  30 - 35 минут.

При организации коррекционно-развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возраста, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ (ЗПР) осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Занятия направлены на исправление недостатков психического развития   детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.

 

Цель программы: коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся, повышение уровня общего развития обучающихся, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.

 

Задачи программы:

ü развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у учащихся;

ü формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

ü формирование собственного стиля мышления;

ü освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

ü формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

ü формирование интереса к учебной  деятельности.

ü формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью.

 

Результативность занятий и динамическое наблюдение за развитием обучающихся осуществляется педагогами и специалистами образовательного учреждения. Оценка влияния занятий на развитие интеллектуально-познавательной, эмоционально – волевой и мотивационной сфер учащихся осуществляется по следующим критериям:

·      динамика уровня интеллектуального развития ребенка;

·      динамика уровня обучаемости;

·      динамика уровня речевого развития.

Для изучения уровня интеллектуального развития используются тесты интеллекта Р. Амтхауера, ГИТ, ШТУР. Обсуждение результатов эффективности коррекционных воздействий на учащихся проводится на ПП - консилиуме школы не реже двух раз в год.

 

 

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. Программа предназначена для 5-9 классов и рассчитана по 1 часу в неделю.

Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения программы.

В результате индивидуальных коррекционных занятий учащиеся должны:

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):  

Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым. 

Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости; 

Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Средствами формирования УУД служат психо-гимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы. 

      Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Воснове сопровождения лежит единство четырёх функций: диагностика сущности возникшей проблемы;

информация о сути проблемы и путях её решения; 

консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы;

помощь на этапе реализации плана решения. 

Знать:

ü правила конструирования определений, формулирования выводов;

ü правила классификации и сравнения;

ü методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод отпротивного, мозговой штурм, контрольные вопросы, преобразование свойств, морфологический ящик;

ü способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

ü правила сохранения информации, приемы запоминания;

Уметь:

ü анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

ü слушать, владеть приемами рационального запоминания, представлять информацию в различных видах (вербальном,табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

ü владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них.

Индивидуальные коррекционные занятия создают условия для развития у учащихся с задержкой психического развития познавательных интересов, формирует стремление детей к размышлению и поиску, вызывает у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

 

Структура коррекционно-развивающих занятий:

1 Этап: Вводный (5 минут)

Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального настроя. (Можно придумать ритуал приветствия) Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии

2 Этап:   Основной   (20 - 25 минут)

Основная задача данного этапа - целенаправленное развитие психических познавательных процессов.

Задания подбираются с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для работы. Для достижения развивающего эффекта необходимо многократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от 5 класса к 8).

3 Этап: Заключительный (5 минут)

Задача: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем они занимались и чему научились. Ритуал завершения занятия. 

 

Критериями эффективности:

- снижение уровня школьной тревожности;

- мотивация на саморазвитие;

- повышение коммуникативной компетентности;

 - активность и продуктивность обучающихся в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

 

Тематическое планирование

5 класс

 

Тема

Содержание программы

Методы, формы работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

Инструктаж по ТБ, групповые игры

«Интервью», «Молекулы», «Меняемся

местами».

1

Эмоционально-волевая сфера    12 часов

2-3

Мой характер

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной  деятельности. Формирование адекватной самооценки.

Диагностика личностных особенностей детей (тест Айзенка, тест Люшера). Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер», объяснение результатов.

2

4

Что такое воля?

Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли.

1

5-6

Умение общаться

Понятие «общение», тесты на коммуникабельность.

2

7

Развитие навыков самоконтроля

Обучение приѐмам поведения в стрессовой ситуации, основам самоконтроля. Элементы аутотренинга.

1

8

Самооценка

Самооценка, определение уровня самооценки детей, рекомендации.

1

9-10

Умение сотрудничать

Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение».

2

11-12

Навыки саморегуляции

 

Обучение приёмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции. Элементы аутотренинга.

2

13

Обобщающее занятие

Обобщающее занятие – упр. «Комплимент», игры «Молекулы», «Дорисуй картинку», «Меняемся местами»

1

Развитие внимания и памяти 10 часов

14

Особенности внимания

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания, распределения, переключения. Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

Диагностика уровня внимания.

Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант.

Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».

1

15

Устойчивость внимания

1

16

Распределение внимания

1

17

Умение слушать

1

18-19

Целенаправленность действий

2

20

Развитие зрительной памяти

Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)

Отсроченное воспроизведение запоминаемого.

Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание».

1

21

Развитие вербальной памяти

1

22

Опосредованное запоминание.

1

23

Обобщающее занятие

Упражнения  и игры, ответы на вопросы, выводы.

1

Развитие мышления 8

24-25

Наглядно-образное мышление

Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии. 

Диагностика мышления.

Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», задания, требующие классификации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), «Дополни узор» (логическое мышление), «Шифр» (абстрактное мышление).

2

26-27

Развитие операций логического мышления

2

28

Умение сравнивать и обобщать

1

29

Классификация

1

30

Абстрагирование

1

31

Обобщающее занятие

Обобщающее занятие – тест Равена (детский вариант), игровые упражнения

1

32

Итоговые занятия

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений)

Итоговая диагностика

3

33

34

 

6 класс

 

Тема

Содержание программы

Методы, формы работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

Знакомство, создание положительного отношения к занятиям. Игры «Интервью», «Молекулы», «Меняемся местами».

1

Развитие внимания и памяти 10 часов

2

Особенности внимания.

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания, распределения, переключения. Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

Диагностика уровня внимания.

Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант.

Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».

1

3

Устойчивость внимания.

1

4

Распределение внимания.

1

5

Умение слушать.

1

6-7

Целенаправленность действий.

Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».

2

8

Развитие зрительной памяти.

Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)

1

9

Развитие вербальной памяти.

Отсроченное воспроизведение запоминаемого.

1

10

Опосредованное запоминание.

Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», «Опосредованное запоминание».

1

11

Обобщающее занятие.

Обобщающее занятие –упр. и игры, ответы на вопросы, выводы.

1

Развитие мышления8  часов

12-13

Наглядно-образное мышление.

Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.

Диагностика мышления.

Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), «Дополни узор» (логическое мышление), «Шифр» (абстрактное мышление). Обобщающее занятие – тест Равена (детский вариант), игровые упражнения.

2

14-15

Развитие операций логического мышления.

2

16

Умение сравнивать и обобщать.

1

17

Классификация.

1

18

Абстрагирование.

1

19

Обобщающее занятие.

1

Эмоционально-волевая сфера    12

20-21

Мой характер.

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной  деятельности. Формирование адекватной самооценки.

Диагностика личностных особенностей детей (тест Айзенка, тест Люшера, методика ДДЧ). Понятие «характер», черты характера, тест«Мой характер», объяснение результатов. Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли. Понятие «общение», тесты на коммуникабельность.

Самооценка, определение уровня самооценки детей, рекомендации.

Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение».

Обучение приѐмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции. Элементы аутотренинга.

Обобщающее занятие – упр. «Комплимент», игры «Молекулы», «Дорисуй картинку», «Меняемся местами»

2

22

Что такое воля?

1

23-24

Умение общаться.

2

25

Развитие навыков самоконтроля.

1

26

Самооценка.

1

27-28

Умение сотрудничать.

2

29-30

Навыки саморегуляции.

2

31

Обобщающее занятие.

1

32-34

Итоговые занятия.

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений.

 

3

 

7 -8 классы

 

Тема

Содержание программы

Методы, формы работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

Приветствие. Игра «Кто есть кто», методика «Интервью».

1

Занятия диагностического блока 8

2-5

Диагностика познавательной сферы.

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года (на «входе» и на «выходе»)

Диагностические методики «Таблицы Шульте», «Числовые ряды», «Образная память»

4

6-10

Диагностика эмоционально-личностной сферы (в начале года и в конце)

Диагностические методика «Шкала проявления тревоги», методика экспресс диагностики эмпатии (И.М. Юсупов), методика «Закончи предложение»

4

Развитие и коррекция познавательной сферы 10

11-13

Развитие внимания.

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания, распределения, переключения. Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.

Игры и упражнения: «Графический диктант», «Корректурная проба», «Путаница» и т.д.

Игры и упражнения: «Имена», «Нарисуй и запомни», «Запомни предметы», «Геометрические фигуры» и т.д.

Игры и упражнения: игры – загадки, отгадывание ребусов, сканвордов, танграмы.

3

14-16

Развитие памяти.

3

17-20

Развитие мышления.

4

Профессиональное самоопределение. 5

21

Мир профессий.

Знакомство с миром профессий, их видами и  типами; возможные ошибки в выборе профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.

Информация о мире профессий, их видах и типах, возможных ошибках в выборе профессии.

Диагностика проф. интересов и склонностей: методика Климова (ДДО), тест «Карта интересов», анкета «Готовность к выбору профессии».

Личностные особенности и выбор профессии. Диагностика особенностей характера (тест Айзенка) и темперамента (методика Лири).

1

22

Классификация профессий.

1

23

Ошибки в выборе профессий.

1

24

Мои профессиональные интересы и склонности и интересы.

1

25

Характер и профессия.

1

Развитие эмоционально- личностной сферы. 8

26

Мои эмоции.

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной  деятельности. Формирование адекватной самооценки.

Упражнение «Фантом»

Упражнение «Словарь чувств»

Упражнение «Польза и вред эмоций»

Прием «Эмоциональный дневник»

Упражнение «Чего боятся люди»

Упражнение «Как справиться со страхом»

Упражнение «Как я зол!»

Упражнение «Поиск способов безопасного выражения чувств»

1

27

Эмоциональный словарь.

1

28

Чувства «полезные» и «вредные».

1

29

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

30

Что такое страх?

1

31

Побеждаем все тревоги.

1

32

Злость и агрессия.

1

33

Способы выражения чувств.

1

34

Итоговое занятие.

 

Диагностики, рекомендации.

1

 

9 класс

 

Тема

Содержание программы

Методы, формы работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

Знакомство. Игра «Кто есть кто», методика «Интервью», тест РНЖ.

1

Подросток и его психосоциальная компетентность.     12

2

Кто я?

Формирование навыков построения внутреннего плана действий. Развитие рефлексивной  деятельности. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Упр. «Футболка с надписью»

Упр. «Подари подарок», игра «Скульптор и глина».

Игра «Что мне нужно для счастья», упр. «Комплимент»

Упр. «Я не такой, как все и все мы разные».

Упр. «Мои проблемы», «Список претензий».

Упр. «Агрессивные скульптуры», «Общее решение.

Упр. «Подбор ассоциаций», «Вверх по радуге» Упр. «Копилка», «Хватит ли ругать?»

Упр. «Детство», «Конфликтные ситуации».

Беспроигрышный метод решения споров.

Диагностика уровня сформированности толерантности.

Упр. «Как закончить сказку?»

1

3

Эмоции правят мной или я ими.

1

4

Мои чувства и желания.

1

5

Все мы разные.

1

6

Трудности взаимопонимания.

1

7

Агрессия и агрессивность.

1

8

Как победить свою и чужую агрессию.

1

9

Неуверенность в себе.

1

10

Конфликт.

1

11

Разрешение конфликтных ситуаций.

1

12

Толерантность.

1

13

Психологическая поддержка.

1

Занятие на тренировку  познавательных процессов. 12

14-23

Знакомство с методами тренировки внимания, эффективного запоминания, тренировки мышления.

Знакомство с методами тренировки внимания, эффективного запоминания, тренировки мышления. Развитие творческого мышления.

Игры и упражнения на развитие объема, устойчивости и концентрации внимания; на развитие разных видов памяти и точности запоминания; игры-загадки, ребусы.

10

24-26

Диагностика и развитие творческого мышления.

Изучение особенностей творческого мышления, игры и упражнения.

3

Профессиональное самоопределение   6

27

Мир профессий, классификация профессий.

Знакомство с миром профессий, их видами и типами; возможные ошибки в выборе профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.

Информация о мире профессий, их видах и типах, возможных ошибках в выборе профессии.

Диагностика проф.интересов и склонностей: методика Климова (ДДО), тест «Карта интересов», анкета «Готовность к выбору профессии». Личностные особенности и выбор профессии. Диагностика особенностей характера (тест Айзенка) и темперамента (методика Т.Лири). Познавательные процессы и выбор профессии.

1

28

Ошибки в выборе профессии.

1

29

Мои профессиональные интересы и склонности.

1

30

Характер и профессия.

1

31

Пути получения профессии.

1

32-34

Обобщающее занятие.

Подведение итогов курса.  Рефлексия (лист достижений).

Диагностика. Рекомендации.

2

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

 

1.                 Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции.- Ростов н/Д : Феникс, 2006. 5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002. – электронный вариант;

 

2.                 ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

1.  Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru

jornalissues/razvitie/index.php

2.  Газета "Школьный психолог"

3.  "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

4.  "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

5.  "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

6.  Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

7.  Разработки занятий http://raduga.rkc-74.ru/p136aa1.html